РУ БЕ EN

Опека и попечительство. Усыновление

Информационный обзор «Необычные обычные родители» История детского дома семейного типа Соколов

14.10.2024

Я – Сокол Наталия Борисовна – преподаватель, мама 10 приемных (на сегодня) детей. За прожитый отрезок времени я четко поняла, что материнство развивает личность. Помогая детям – растешь сам.

Наш папа – Сокол Виктор Иванович – агроном, папа 10 приемных (на сегодня) детей.  Рос в многодетной семье и всегда мечтал о собственной большой семье.

Сейчас за плечами 21 лет совместного воспитания 35 приемных детей. Опыт воспитания приемных детей подарил многое: научил справляться с трудностями, поддерживать друг друга, а главное, что мы поняли, - каждому человеку нужна семья, которая дает чувство устойчивости, комфорта и личностного развития. Взаимоотношения в семье стараемся строить на основе сотрудничества и партнерства. Стараемся принимать друг друга такими, какие мы есть. Считаем, что многодетная семья – это рецепт молодости.

Именно вышеперечисленные качества не позволили оставить без родительской любви и ласки шестеро племянников, которые по иронии судьбы в 2003 году стали первыми приемными детьми в нашей семье, которая состояла из трех человек – я, муж и сын

В 2011 году мы приняли непростое решение стать родителями-воспитателями детского дома семейного типа.

За период работы (13 лет) в детском доме семейного типа  воспитали 35 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 15 воспитанников достигли совершеннолетия.

В настоящее время в детском доме семейного типа воспитывается десять несовершеннолетних в возрасте от 8 до 16 лет, оставшихся социальными сиротами по причине лишения родителей родительских прав.

В нашей семье существуют определенные правила. Это правила касаются распределения обязанностей и ответственности в семье, бытовых аспектов. Работать вместе, отдыхать вместе, заниматься спортом и домашними делами вместе, воспитывать детей вместе.

Дети неугомонные, шумные, спорящие, добрые, талантливые, готовые помочь, трудолюбивые. Эти замечательные ребята за день выполняют множество обязанностей и дел в школе и дома. На них лежат обязанности по поддержанию порядка во всем доме, бережному отношению к интерьеру, уходу за личными вещами. Они трудятся на приусадебном участке, помогают в благоустройстве территории детского дома семейного типа. Рабочий день складывается по-разному, а к вечеру вся семья собирается за общим столом, ужинаем, рассказываем о своих делах.

Таким образом, ребята учатся договариваться, решать общие проблемы, помогать друг другу, заботиться друг о друге, уважать старших, отмечать праздники, быть ответственными, самостоятельными.

Совместное времяпрепровождение объединяет, способствует развитию детей, а активный отдых еще и укрепляет здоровье. Мы вместе отдыхаем на природе, ездим на экскурсии. Наш основной девиз: «Чем больше в детстве ребенка будет хороших событий, тем больше приятных воспоминаний будет в будущем».

В самостоятельную жизнь (за время работы в детском доме семейного типа) вышли 15 человек. Дети продолжают поддерживать теплые отношения, благодарят за поддержку и за ощущение надежного тыла за спиной.

Отрадно, что среди множества жизненных целей выпускников - найти профессию по призванию, осуществить мечты, раскрыть и реализовать себя, создать семью. Сегодня все они – граждане Республики Беларусь, которые вносят вклад в ее развитие и являются её частицей.

 Сокол Н.Б.

свернуть

Информационный обзор «Необычные обычные родители» История приемной семьи Михальцевых

14.10.2024

Наша семья приехала в Беларусь из далёкого Казахстана тринадцать лет назад. Оказались здесь совсем не случайно: у Вячеслава, моего мужа,  в нашей стране корни по отцовской линии, а у меня в Лидском районе живёт сестра. Как-то побывали у неё в гостях во время отпуска, запала нам в душу синеокая Беларусь и решили сюда перебраться. Переехали с дочерью Викторией, и уже здесь появился на свет сынишка Илья.

По образованию я экономист, а вот профессия у меня такая, которой никто и нигде не учит, она возникает по зову сердца. Я – приёмный родитель, вместе с мужем мы воспитываем не только своих, но и приёмных деток.

Дима появился в нашей семье, когда ему было два годика. Теперь мальчишке двенадцать, он ученик шестого класса.

Всё случилось спонтанно. Идея заботиться о приёмных детках возникла совершенно случайно. Да и мне кажется, к такому шагу вряд ли можно подготовиться. Так случилось, что мы с мужем оформляли опекунство над мальчиком-родственником, но в процессе оформления райисполком вынес решение о том, что ребёнок вернётся к своей маме. Когда я сообщила об этом заведующей сектором по охране детства отдела образования Щучинского райисполкома, нам предложили съездить в Дом малютки и познакомиться с одним ребёнком и стать приёмными родителями.

«Невозможно было без боли в сердце смотреть на этих деток, лишённых родительской любви» – считает мой муж. Он готов был забрать домой всех одиннадцать ребятишек из этой группы. Очень тяжело пережить, что всем не можешь помочь. А Дима вот уже десять лет живёт у нас. Потом у нас поселились брат с сестричкой – Саша и Катя. Сейчас, когда Катя, осуществив свою мечту – поступить на дизайнера, уехала в Гродно учиться, в семье появилось два брата – Парис и Давид. Мы с мужем и другие мальчишки всячески помогаем ребятам адаптироваться, да и у самих братьев не возникает с этим проблем, ведь в тёплой семейной атмосфере возможно всё!

В нашей семье много разных традиций, которые с удовольствием поддерживаются и взрослыми, и детьми. Мы многое любим делать вместе. Мальчишки наши первые помощники. Строили беседку – участвовали все. Каждый год 1 июня мы все вместе обязательно выезжаем на открытие рыбалки, если получается, стараемся с ночёвкой. Детям очень нравятся такие поездки. Мальчишки любят рыбачить, у каждого уже есть свой трофей.

Возле дома, в котором мы живём, есть небольшой участок земли, где я выращиваю овощи и цветы, а муж – сад: груши, абрикосы, яблони. В этом сезоне абрикос уже дал неплохой урожай.

Каждый день все с нетерпением ждут возвращения с работы главы семейства. Ведь он должен выслушать каждого, чтобы быть в курсе успехов детей в школе, их спортивных достижений, да и просто ответить на их бесконечные вопросы.

Да, счастье есть! И для нас оно, безусловно, в детях. А детей, как известно, чужих не бывает.

 

Михальцева С.Б.

свернуть

Информационный обзор «Необычные обычные родители» История приемной семьи Кунцевич

14.10.2024

Семья. Какое маленькое слово и как много в нем смысла.

Наша семейная история начиналась как у большинства людей. Встретились, поженились, родили двух сыновей, строили дом. Вроде все хорошо, но чего-то не хватало. Задумались о дочери. Не судьба, не получалось.

 Работая в школе педагогом социальным, а затем заместителем директора по воспитательной работе, очень часто сталкивалась с детьми из неблагополучных семей.  С мужем приняли решение взять в семью девочку из приюта. При оформлении документов выяснилось, что у нее есть младшая сестренка, которая находилась в детском доме. Решили не разделять их и забрали обеих. В тот момент мы действовали немного из эгоистичных целей, просто хотели дочку. Сестренок мы удочерили. Неожиданно мне предложили познакомиться с трехмесячным малышом. Олега не отдали маме в роддоме. Увидев мальчика, мы не смогли остаться равнодушными к его судьбе. Так у нас появился приемный сын. Наши сыновья и теперь уже наши дочери были рады появлению нового члена семьи.

Через пять лет к нам временно поместили еще одного мальчика. Арсению было два с половиной года. К сожалению его родители так и не смогли исправить ситуацию и их лишили родительских прав. Еще год мальчик жил с нами, а затем его усыновила другая семья. Дети до сих пор вспоминают Арсения.

А летом 2022 мы снова обратились в детский дом с желанием взять девочку. Так у нас появилась Татьяна, милашка и хохотушка. Наш дом снова наполнился озорным смехом.

Между всеми нашими детьми прочная эмоциональная связь, они заботятся друг о друге, считают всех братьями и сестрами. И мы с супругом никогда не делим детей на своих и приемных, они все наши и родительскую любовь и заботу они получают одинаково. Мы любим проводить время вместе на природе, выезжаем на дачу для совместного труда и отдыха.

В должности приемного родителя я девять лет. Не было ни одного дня, чтобы я пожалела о том, что мы приняли в семью кого-то из детей. Мы с мужем не представляем свою жизнь другой. Все, что мы делаем – для детей и ради детей.

 

свернуть

УСЫНОВЛЕНИЕ

Усыновление – это особый путь родительства, основанный на принятии чужого ребенка как своего, родного. В результате усыновления между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между кровными родителями и их детьми. Если Вы хотите стать усыновителем:
развернуть

Усыновление – это особый путь родительства, основанный на принятии чужого ребенка как своего, родного. В результате усыновления между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между кровными родителями и их детьми.

Если Вы хотите стать усыновителем:

Шаг 1. Пройдите медицинское обследование и получите в поликлинике по месту жительства медицинскую справку о состоянии здоровья, как кандидат в усыновители.
По месту работы получите справку о занимаемой должности и справку о заработной плате за предшествующий усыновлению год. При необходимости, в наличии иметь иные документы, подтверждающие ваш доход.
По месту жительства возьмите справку о месте жительства и составе семьи (в случае раздельной регистрации- обоих кандидатов).
С паспортом, свидетельством о заключении брака (при наличии) документа, подтверждающего право собственности или право пользования жилым помещением, и вышеуказанными документами обратитесь в отдел образования по месту жительства (по месту регистрации) с письменным заявлением о выдаче акта обследования условий жизни усыновителя (усыновителей), (далее - акт обследования).
Специалисты отдела образования Щучинского райисполкома сделают копии свидетельства о браке, паспортов и заверят их.

Шаг 2. По направлению отдела образования Щучинский райисполкома пройдите психологическую диагностику и подготовку к усыновлению в ГУО «Щучинский районный социально-педагогический центр».
По окончании занятий Вы получите документ, в котором будут отражены результаты психологической диагностики и подготовки к усыновлению, а именно:

а) взаимоотношения в семье (супружеские взаимоотношения);

б) личные особенности;

в) родительские установки;

г) мотивы усыновления.

В результатах психологической диагностики будет указано, готовы ли Вы с психолого-педагогической точки зрения к усыновлению, либо Вам по каким-либо причинам следует отложить вопрос усыновления на более поздний срок или вовсе воздержаться от усыновления ребенка.

Пока Вы заняты прохождением психологической диагностики и подготовки к усыновлению, отдел образования Щучинского райисполкома запросит у компетентных органов сведения, которые помогут с точностью определить Вашу правоспособность к усыновлению, отсутствие у Вас правовых противопоказаний к усыновлению, предусмотренных статьей 125 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Специалисты отдела образования Щучинского райисполкома посетят Вас по месту жительства, изучат условия, в которых Вы проживаете, уклад жизни, традиции, взаимоотношения в Вашей семье, оценят готовность всех членов Вашей семьи удовлетворить жизненные потребности усыновляемого ребенка.

Результатом всестороннего изучения Вашей семьи и Ваших личных качеств станет заключение, отраженное в акте обследования, в котором будет указано, готовы ли Вы к выполнению обязанностей усыновителей по воспитанию и материальному содержанию ребенка (детей).

Шаг 3. Получив положительное заключение о готовности к усыновлению, приступайте к поиску кандидатуры ребенка для усыновления.

Анкетные (краткие) сведения о детях, подлежащих усыновлению, Вам предложит региональный представитель Национального центра усыновления в г. Гродно.

Допуск к Республиканскому банку данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вы можете получить в Национальном центре усыновления, предъявив положительное заключение о готовности к усыновлению и документы, это подтверждающие.

Если в процессе знакомства со сведениями о детях, подлежащих усыновлению, Вас заинтересует конкретный ребенок, Вы можете познакомиться с ним, получив направление для знакомства, которое действительно 15 дней с момента выдачи. С этим направлением посетите интернатное учреждение или временную приемную семью, где находится ребенок, познакомьтесь с ним, в ходе нескольких встреч установите контакт. В беседах со специалистами, которые заботятся о ребенке в учреждении или временной приемной семье, поинтересуйтесь более подробной информацией о ребенке: узнайте, по каким причинам и как долго он не живет в родной семье; какие особые потребности имеет; какова актуальная информация о состоянии здоровья ребенка (данные последнего медицинского осмотра); где находятся его родные (братья, сестры, другие родственники, поддерживающие связь с ребенком); какие интересы имеет ребенок и какими способностями, склонностями и талантами обладает; каков его характер, личные качества и многое другое.

Шаг 4. Если Вы установили контакт с ребенком, а информация, полученная Вами в ходе встреч с ним и бесед со специалистами убеждает Вас в стремлении стать родителем этого ребенка, - сообщите о желании усыновить ребенка специалистам, выдавшим Вам направление на знакомство с ребенком.

Если Вы не готовы усыновить именно этого ребенка, - тепло попрощайтесь с ним, пожелайте ему скорее найти семью, и сообщите специалистам, что Вы намерены продолжать поиск кандидатур детей для усыновления. Отказ от усыновления одного ребенка не является препятствием для получения направления на знакомство с другим ребенком для усыновления.

Шаг 5. Приняв решение об усыновлении ребенка, обратитесь в суд с заявлением об усыновлении. Вы имеете право выбрать и обратиться в суд по месту Вашего жительства либо по месту нахождения ребенка.

К заявлению об усыновлении ребенка Вы прилагаете все собранные документы, свидетельствующие о Вашей правоспособности к усыновлению.

За рассмотрение судом заявления об усыновлении оплатите государственную пошлину.

Суд направит запрос опекуну ребенка (с просьбой о представлении документов ребенка), а также в управление (отдел) образования по месту нахождения ребенка (с просьбой о предоставлении заключения о соответствии усыновления интересам ребенка).

Если усыновляемый ребенок старше 10 лет, орган опеки и суд должны будут получить согласие ребенка на усыновление.

Судебное заседание должно быть назначено не позднее, чем в 15-дневный срок со дня подачи Вами в суд заявления об усыновлении.

Дело об усыновлении ребенка суд рассматривает с обязательным участием самого усыновителя (усыновителей), представителя управления (отдела) образования, прокурора.

В процессе судебного заседания суд детально проанализирует мотивы усыновления, Вашу правоспособность к усыновлению, готовность к воспитанию ребенка с особенной судьбой. Будьте готовы ответить на все вопросы суда.

По истечении 15 календарных дней решение суда вступит в законную силу. Копия решения суда будет выдана Вам на руки, либо получена в суде по вашему заявлению.

Шаг 6. Забрать ребенка из учреждения или временной приемной семьи Вы сможете на основании копии решения суда об усыновлении.

В отделе ЗАГС зарегистрируйте усыновление и получите новое свидетельство о рождении ребенка, где Вы и Ваш супруг будут указаны в качестве родителей.

Не забудьте зарегистрировать усыновленного ребенка по месту Вашего жительства.

После представления Вами документов, подтверждающих регистрацию ребенка по месту Вашего жительства (копия лицевого счета или справка о месте жительства и составе семьи), копии нового свидетельства о рождении ребенка, копии решения суда об усыновлении, отдел образования Щучинского райисполкома оформляет личное дело усыновленного ребенка. На основании Вашего заявления и указанных выше документов отдел образования Щучинского райисполкома так же решает вопрос о назначении ежемесячных денежных выплат на содержание усыновленного ребенка до достижения им 16-летнего возраста.

Отдел образования Щучинского райисполкома в течение первых трех лет после усыновления контролирует условия жизни и воспитания ребенка в Вашей семье: посещает ребенка на дому, изучает условия жизни ребенка в Вашей семье, что фиксируется в акте обследования условий жизни усыновленного ребенка.

свернуть

ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ, ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА (ДДСТ)

Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.
развернуть

Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в отдел образования Щучинского райисполкома для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей-сирот, детей детей, оставшихся без попечения родителей, на основании трудовых договоров, договоров об условии воспитания и содержания несовершеннолетнего. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.
Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:
реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители и родители-воспитатели профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;
не утрачивать родственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается приемная семья или ДДСТ, чтобы не разлучать братьев и сестер);
жить и воспитываться в своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу;
общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
успешнее социализироваться в обществе;
быть усыновленными (при наличии правового статуса);
получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ:

Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:
лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);
лиц, лишенных родительских прав;
бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых на базе ГУО "Щучинский РСПЦ". Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства Щучинского райисполкома.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.

Если Вы хотите стать приемным родителем, родителем- воспитателем ДДСТ:

Шаг 1. Представьте в службу "Одно окно" Щучинского райисполкома:

заявление;
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;
свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;
медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;
письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним;
сведения о доходе за предшествующий год.

Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приемную семью и ДДСТ. Эти курсы организует для Вас отдел образования Щучинского райисполкома на базе ГУО «Щучинский районный социально-педагогический центр». Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ.

Пока Вы проходите обучающие курсы служба "Одно окно" Щучинского райисполкома запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приемными родителями, родителями-воспитателями ДДСТ (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты отдела образования Щучинского райисполкома обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели.

Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства отдела образования Щучинского райисполкома расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приемного родителя, родителя-воспитателя ДДСТ.

Шаг 4. Отдел образования Щучинского райисполкома предоставит Вам, как кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в приемную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района.

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

Если необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, отдел образования Щучинского райисполкома информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в отделе образования Щучинского райисполкома направление на знакомство с детьми.

Шаг 5. После вынесения решения Щучинского районным исполнительным комитетом о передаче ребенка (детей) в приемную семью, создании детского дома семейного типа, отдел образования Щучинского райисполкома заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива отдела образования Щучинского райисполкома. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором

Шаг 6. Приемная семья, ДДСТ являются объектами постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники семьи или ДДСТ, специалистов ГУО «Щучинский районный социально-педагогический центр», отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома. Приемные родители и родители-воспитатели ДДСТ, как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи и ДДСТ. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель, родитель-воспитатель ДДСТ может в отделе образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приемной семьи, ДДСТ.

свернуть

ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ

Опека и попечительство над детьми – широко распространенные и традиционные формы семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.
развернуть

Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.

Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.

Кто может стать опекуном:
Опекунами и попечителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:
лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя;
лиц, лишенных судом родительских прав;
бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью первой статьи 851 настоящего Кодекса.
Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, устанавливается Министерством здравоохранения.

Психологическую помощь, поддержку, социально-педагогическое сопровождение семьи в процессе воспитания ребенка можно получить в ГУО «Щучинский районный социально-педагогический центр», а так же в отделе образования Щучинского райисполкома.

Если Вы хотите стать опекуном:

1. Представьте в службу "Одно окно" Щучинского райисполкома:
- заявление;
- паспорт, или иной документ удостоверяющий личность;
- автобиографию;
- одну фотографию размером 30 х 40 мм;
- медицинскую справку о состоянии Вашего здоровья, с заключением о возможности стать опекуном (попечителем), а также совместно проживающих членов Вашей семьи;
- свидетельство о заключении брака (если состоите в браке);
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с Вами;
- справку о месте жительства и составе семьи.
2. В течение 5 дней служба "Одно окно" Щучинского райисполкома сделает соответствующие запросы в учреждения и организации, располагающие сведениями о Вашей правоспособности быть опекуном, попечителем. Отдел образования Щучинского райисполкома течение 20 дней изучит уклад жизни и традиции Вашей семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценит готовность всех членов Вашей семьи удовлетворить основные жизненные потребности ребенка, и вынесет заключение, о том, можете ли Вы стать опекуном (попечителем).
3. С момента принятия решения органа опеки и попечительства о назначении Вас опекуном ребенка, Вы исполняете права и обязанности опекуна, попечителя. На основании решения органа опеки и попечительства Вы сможете забрать ребенка из учреждения, в котором он находится.
Положение ребенка в Вашей семье будет изучаться и контролироваться ГУО «Щучинский районный социально педагогический центр», а также специалистами отдела образования Щучинского райисполкома. Помощь в вопросах воспитания ребенка, защиты его прав и законных интересов Вы сможете без промедления получить в ГУО «Щучинский районный социально педагогический центр» и отделе образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома.
На содержание подопечного опекун, попечитель получают ежемесячные денежные выплаты, ежегодный отчет в январе об использовании которых представляет в отдел образования Щучинского райисполкома.

свернуть

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Если Вы хотите участвовать в жизни ребенка, растущего без семьи, стать другом ребенку, который живет в детском доме или интернате – есть такая возможность!
развернуть

Патронатное воспитание - форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, а также в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Как патронатный воспитатель Вы можете:

навещать ребенка в учреждении;

принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;

дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;

поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);

принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.

Как стать патронатным воспитателем

Шаг 1. Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, обратитесь в отдел образования Щучинского райисполкома с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем. При себе Вам необходимо иметь паспорт.

Шаг 2. Отдел образования Щучинского райисполкома сделает запросы в компетентные органы (орган внутренних дел, суд), оценит Вашу правоспособность к приему ребенка, организует и проведет обследование условий Вашей жизни, о чем составляется акт.

Шаг 3. По истечении 15 дневного срока с момента Вашего обращения в отделе образования Щучинского райисполкома, получите заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка. Этот документ будет подготовлен на основании сведений об условиях жизни Вашей семьи, отраженных в акте, а также данных, полученных от компетентных органов, характеризующих Вашу правоспособность к приему ребенка на патронатное воспитание.

Шаг 4. Имея заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, обратитесь к руководителю учреждения (в ближайший детский дом, приют, школу-интернат) с целью определить ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта с уже известным Вам ребенком, сведения о котором Вы получили с помощью портала DADOMU.BY или по иным жизненным обстоятельствам (к примеру, Ваш ребенок учится в одном классе с ребенком из детдома. Дети дружат, и Вы хотите пригласить мальчика из детдома к себе на дачу в период летних каникул и т.п.).

Шаг 5. Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует информация о ребенке, познакомьтесь с ним лично, побеседуйте с ним, установите контакт. Оцените и проанализируйте всю информацию об особых потребностях ребенка. Задайте себе вопрос: сможете ли вы удовлетворять эти потребности, не будет ли это для Вас затруднительным? К примеру, ребенок имеет аллергическую реакцию на определенные продукты питания или книжную пыль. Не лишним будет узнать это и подумать, сможете ли Вы обеспечить ребенку безопасные условия пребывания.

Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком. Возможно, у ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников. Вы должны понимать, что патронатное воспитание - это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка – найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление или опека, попечительство для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.

Шаг 6. Если Вы наладили хороший контакт с ребенком, приняли решение стать его патронатным воспитателем, - сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.

Шаг 7. Администрация учреждения побеседует с ребенком и выяснит его мнение о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения будет заключен договор патронатного воспитания. Договор заключается на срок до 1 года.

Теперь Вы - патронатный воспитатель и должны знать свои права и обязанности:

патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

По согласованию с руководителем учреждения патронатный воспитатель в рамках договора патронатного воспитания создает условия для сохранения и укрепления родственных связей ребенка, реализует иные меры, направленные на его социализацию.

Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:

один экземпляр договора патронатного воспитания;

копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;

сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.

Патронатный воспитатель обязан обеспечить сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка.

Патронатный воспитатель не имеет права препятствовать общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание.

Патронатный воспитатель обязан немедленно информировать руководителя учреждения о случаях:

заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком;

совершения ребенком административных правонарушений или преступлений;

нарушения прав и законных интересов ребенка;

самовольного ухода ребенка из семьи патронатного воспитателя.

Шаг 8. Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать положение ребенка в Вашей семье. Вам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в Вашей семье комфортно и безопасно, Вашу семью могут навестить работники учреждения, чтобы узнать, как живется у Вас ребенку. Разумеется, педагоги, работающие с ребенком, поинтересуются, как он провел время в Вашей семье и оценят, можно ли и в дальнейшем рассчитывать на Ваши услуги в качестве патронатного воспитателя.

Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи. При возникновении любых вопросов Вы всегда можете обращаться к работникам учреждения, которые окажут Вам необходимую квалифицированную социальную и психолого-педагогическую помощь.

Плюсы патронатного воспитания:

Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, у которого нет иных возможностей воспитываться в семье.

Возможность для ребенка сознательного возраста приобрести опыт жизни в семье, получить подготовку к самостоятельной жизни.

Возможность для ребенка поддерживать родственные связи, шанс вернуться в биологическую семью.

Минусы патронатного воспитания:

Ребенок от посещения семьи патронатного воспитателя может ожидать чего-то большего (например, надеяться, что патронатный воспитатель его усыновит, примет в семью навсегда). Пребывая в «подвешенном состоянии» дети совершенно особым образом ведут себя в семье патронатного воспитателя: могут «беспричинно» грустить (все радуются, что пошли в парк развлечений, а ребенок из детдома не разделяет всеобщего веселья… Это связано с тем, что над ребенком дамокловым мечом висит скорая перспектива возвращения в детдом, расставания с радушной и веселой семьей).

Ребенку болезненно возвращаться обратно в детдом после весело проведенных «семейных каникул» или «семейных выходных». После возвращения в будни детдома ребенок может тяжело переживать. Поэтому лучше организовывать патронатное воспитание для ребенка, который осознает «временность» пребывания в семье и сознательно согласен пусть на такой небольшой, но шанс побывать в семье.

Принимая ребенка в своей семье временно, взрослые от души хотят развлечь ребенка, дать сиротке то, чего он лишен в детдоме. «Выплескивание» взрослых, благотворительствующих радостью и весельем, не идет на пользу воспитанию ребенка. От такого беззаботного пребывания в семье у ребенка создается впечатление, что семья – это не взаимные обязанности, совместная и личная ответственность, постоянная взаимная забота друг о друге, труд на благо семьи, а лишь круглосуточное веселье, праздники и предпраздничная суета. Всё это затрудняет процесс социализации ребенка, укрепляя в его сознании «вывернутую» модель семьи.

свернуть

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ www.dadomu.by

В настоящее время работает информационный портал https://www.dadomu.by/ , на котором размещена вся информация о детях сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей

свернуть
Родителей-воспитателей Надежду и Николая Блинковых из г.п. Острино с почётом проводили на заслуженный отдых. Кунцевич И.И. и Кунцевичу С.Г - в добрый новый пусть. Удачи, силы духа и пусть мечты сбываются!
Чужих детей не бывает. Семья Сокол из Щучинского района воспитала 35 приемных детей
Видеоролик "Профессия "РОДИТЕЛЬ""

Интернет-ресурсы: