КРГУГЛЫЙ СТОЛ
01.08.202331 июля 2023 г. на базе государственного учреждения образования «Гимназия г. Щучина» был проведен круглый стол с участием 62 педагогических работников по обсуждению новых подходов к итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, а также преподавания в учреждениях общего среднего образования учебных предметов социально-гуманитарного направления.
В проведении круглого стола приняли участие заместитель начальника отдела образования Щучинского районного исполнительного комитета Метько Жанна Ивановна, заведующий государственного учреждения «Щучинский районный учебно-методический кабинет» Новицкая Инна Васильевна, методисты государственного учреждения «Щучинский районный учебно-методический кабинет», директора и заместители директоров по учебной (учебно-воспитательной) работе учреждений общего среднего образования, руководители районных методических объединений, тренеры районной школы по подготовке к централизованному тестированию, учителя-предметники.
В рамках круглого стола были проанализированы итоги итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, успеваемости за 2022/2023 учебный год, результаты республиканских контрольных работ. Рассмотрены предложения по улучшению качества образовательного процесса, учебных программ и учебных пособий по учебным предметам, а также дополнительные вопросы, касающиеся целесообразности оценки в баллах результатов учебной деятельности учащихся ІІ класса, и предложения по изучению учебного предмета «Черчение».
Информация о проведении мероприятия освещена на страницах районной газеты «Дзянніца», в социальных сетях.
В рамках рассмотрения вопроса итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, участниками круглого стола определено следующее:
участники круглого стола положительно оценили введение централизованного экзамена (далее – ЦЭ), что позволило повысить ответственность педагогов за результаты своего труда, мотивацию учащихся к получению качественных знаний;
у учащихся появилось право выбора второго предмета для сдачи ЦЭ, по которому можно целенаправленно готовиться после выбора профиля дальнейшего поступления, что потребовало повышения качества профориентационной работы;
возможность получения аттестата об общем среднем образовании с одновременным получением двух сертификатов для поступления в высшие учреждения образования, что дало возможность сосредоточиться по подготовке к одной форме экзамена, а не двум: сочинение и ЦТ.
при сдаче ЦЭ исключаются субъективные факторы оценивания, обеспечивается объективность оценки учебных достижений;
объективно cформировалось осмысление целесообразности продолжения обучения на ІІІ ступени общего среднего образования как целенаправленной подготовки к получению высшего образования;
Вместе с тем указаны и недостатки ЦЭ:
сроки проведения;
наличие заданий лишь базового уровня.
Участниками круглого стола были внесены предложения о переносе сроков проведения ЦЭ в период с 26 мая по 31 мая и введение заданий повышенного уровня для всех выпускников 11 класса, а не только для учащихся, которые изучали предметы на повышенном уровне. Введение повышенного уровня только для выпускников классов (групп) с повышенным уровнем изучения предметов усложнить процедуру проведения ЦЭ и снизит интерес учащихся к выбору предметов для изучения на повышенном уровне.
Педагоги считают нецелесообразным сочетать ЦЭ и традиционные выпускные экзамены, что, возможно, исключит получение сертификата по выбранному для сдачи экзамена в традиционной форме предмету.
Внесено несколько предложений по проведению выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси»:
перенести проведение выпускного экзамена с IX класса в XI класс в качестве обязательного, так как девятиклассникам сложно сдавать данный учебный предмет, возникают трудности при передаче большого количества устного материала и в дополнение к нему, введение практических заданий;
в случае введения обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» в ХІ классе, целесообразно отменить проведение республиканской контрольной работы по данному учебному предмету;
при принятии решения о проведении республиканской контрольной работы в XI классе, необходимо изменить форму контрольной работы на тест для исключения личностного фактора.
Рассматривая качество образовательного процесса, учебных программ и учебных пособий по учебным предметам предложено:
«Биология»:
увеличить количество часов в IX классе до 2 часов на протяжении всего учебного года;
изучать последовательно уровни организации жизни, начиная с молекулярного, в X классе;
вернуться к изучению учебного предмета в X и XI классах по учебным программам 2014 и 2015 года соответственно (ранее темы соответствовали логике изучения «Общей биологии»);
сократить темы «Биомов» в X классе с изучением предметы на повышенном уровне.
«Иностранный язык»:
увеличить количество часов для изучения грамматики при реализации учебной программы на III ступени общего среднего образования.
«Белорусский язык», «Русский язык», «Белорусская литература», «Русская литература»:
не увеличивать количество часов на изучение учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература» на III ступени общего среднего образования;
увеличить количество часов по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык» до 2 часов на протяжении всего учебного года;
включить в учебные программы ІХ класса по учебному предмету «Белорусская литература» произведения современных белорусских авторов с целью решения задачи воспитания у учащихся гражданских и патриотических качеств;
не вводить в учебную программу по учебному предмету «Русская литература» новые произведения;
перераспределить время на изучение произведений по учебным предметам «Русская литература», «Белорусская литература» для качественного изучения более сложных произведений;
в X классе по учебному предмету «Белорусская литература» выстроить темы по принципу от истоков к современности;
необходимо уменьшить количество обучающих сочинений по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Белорусская литература», «Русская литература», так как это позволит более качественно работать над запланированной темой.
Целесообразно увеличение количества тем в рамках изучения отечественной художественной культуры по учебному предмету «Искусство».
В ходе рассмотрения дополнительных вопросов участниками круглого стола подчеркнута нецелесообразность введения оценки в баллах результатов учебной деятельности учащихся ІІ класса. Так как введение отметок может повлиять на самооценку детей (ввиду возрастных особенностей), снизить мотивацию и являться стрессовым фактором для учащихся.
Внесены предложения по изучению учебного предмета «Черчение» в IX классе. Это улучшит качество подготовки и увеличит количество учащихся, поступающих на технические специальности в учреждения среднего специального образования после завершения обучения на II ступени образования.
Мы в соцсетях: