РУ БЕ EN

КРГУГЛЫЙ СТОЛ

01.08.2023
31 июля 2023 г. на базе государственного учреждения образования «Гимназия г. Щучина» был проведен круглый стол

31 июля 2023 г. на базе государственного учреждения образования «Гимназия г. Щучина» был проведен круглый стол с участием 62 педагогических работников по обсуждению новых подходов к итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, а также преподавания в учреждениях общего среднего образования учебных предметов социально-гуманитарного направления.

В проведении круглого стола приняли участие заместитель начальника отдела образования Щучинского районного исполнительного комитета Метько Жанна Ивановна, заведующий государственного учреждения «Щучинский районный учебно-методический кабинет» Новицкая Инна Васильевна, методисты государственного учреждения «Щучинский районный учебно-методический кабинет», директора и заместители директоров по учебной (учебно-воспитательной) работе учреждений общего среднего образования, руководители районных методических объединений, тренеры районной школы по подготовке к централизованному тестированию, учителя-предметники.

В рамках круглого стола были проанализированы итоги итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, успеваемости за 2022/2023 учебный год, результаты республиканских контрольных работ. Рассмотрены предложения по улучшению качества образовательного процесса, учебных программ и учебных пособий по учебным предметам, а также дополнительные вопросы,  касающиеся целесообразности оценки в баллах результатов учебной деятельности учащихся ІІ класса, и предложения по изучению учебного предмета «Черчение».

Информация о проведении мероприятия освещена на страницах районной газеты «Дзянніца», в социальных сетях.

В рамках рассмотрения вопроса итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, участниками круглого стола определено следующее:

участники круглого стола положительно оценили введение централизованного экзамена (далее – ЦЭ), что позволило повысить ответственность педагогов за результаты своего труда, мотивацию учащихся к получению качественных знаний; 

у учащихся появилось право выбора второго предмета для сдачи ЦЭ, по которому можно целенаправленно готовиться после выбора профиля дальнейшего поступления, что потребовало повышения качества профориентационной работы;

возможность получения аттестата об общем среднем образовании с одновременным получением двух сертификатов для поступления в высшие учреждения образования, что дало возможность сосредоточиться по подготовке к одной форме экзамена, а не двум: сочинение и ЦТ.

при сдаче ЦЭ исключаются субъективные факторы оценивания, обеспечивается объективность оценки учебных достижений;

объективно cформировалось осмысление целесообразности продолжения обучения на ІІІ ступени общего среднего образования как целенаправленной подготовки к получению высшего образования;

Вместе с тем указаны и недостатки ЦЭ:

сроки проведения;

наличие заданий лишь базового уровня.

Участниками круглого стола были внесены предложения о переносе сроков проведения ЦЭ в период с 26 мая по 31 мая и  введение заданий повышенного уровня для всех выпускников 11 класса, а не только для учащихся, которые изучали предметы на повышенном уровне. Введение повышенного уровня только для выпускников классов (групп) с повышенным уровнем изучения предметов усложнить процедуру проведения ЦЭ и снизит интерес учащихся к выбору предметов для изучения на повышенном уровне.

Педагоги считают нецелесообразным сочетать ЦЭ и традиционные выпускные экзамены, что, возможно, исключит получение сертификата по выбранному для сдачи экзамена в традиционной форме предмету.

Внесено несколько предложений по проведению выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси»:

перенести проведение выпускного экзамена с IX класса в XI класс в качестве обязательного, так как девятиклассникам сложно сдавать данный учебный предмет, возникают трудности при передаче большого количества устного материала и в дополнение к нему, введение практических заданий;

в случае введения обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» в ХІ классе, целесообразно отменить проведение республиканской контрольной работы по данному учебному предмету;

при принятии решения о проведении республиканской контрольной работы в XI классе, необходимо изменить форму контрольной работы на тест для исключения личностного фактора.

Рассматривая качество образовательного процесса, учебных программ и учебных пособий по учебным предметам предложено:

«Биология»:

увеличить количество часов в IX классе до 2 часов на протяжении всего учебного года;

изучать последовательно уровни организации жизни, начиная с молекулярного, в X классе;

вернуться к изучению учебного предмета в X и XI классах по учебным программам 2014 и 2015 года соответственно (ранее темы соответствовали логике изучения «Общей биологии»);

сократить темы «Биомов» в X классе с изучением предметы на повышенном уровне.

«Иностранный язык»:

увеличить количество часов для изучения грамматики при реализации учебной программы на III ступени общего среднего образования.

«Белорусский язык», «Русский язык», «Белорусская литература», «Русская литература»:

не увеличивать количество часов на изучение учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература» на III ступени общего среднего образования;

увеличить количество часов по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык» до 2 часов на протяжении всего учебного года;

включить в учебные программы ІХ класса по учебному предмету «Белорусская литература» произведения современных белорусских авторов с целью решения задачи воспитания у учащихся гражданских и патриотических качеств;

не вводить в учебную программу по учебному предмету «Русская литература» новые произведения;

перераспределить время на изучение произведений по учебным предметам «Русская литература», «Белорусская литература» для качественного изучения более сложных произведений;

в X классе по учебному предмету «Белорусская литература» выстроить темы по принципу от истоков к современности;

необходимо уменьшить количество обучающих сочинений по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Белорусская литература», «Русская литература»,  так как  это позволит более качественно работать над запланированной темой.

Целесообразно увеличение количества тем в рамках изучения отечественной художественной культуры по учебному предмету «Искусство».

В ходе рассмотрения дополнительных вопросов участниками круглого стола подчеркнута нецелесообразность введения оценки в баллах результатов учебной деятельности учащихся ІІ класса. Так как введение отметок может повлиять на самооценку детей (ввиду возрастных особенностей), снизить мотивацию и  являться стрессовым фактором для учащихся.

Внесены предложения по изучению учебного предмета «Черчение» в IX классе. Это улучшит качество подготовки и увеличит количество учащихся, поступающих на технические специальности в учреждения среднего специального образования после завершения обучения на II ступени образования.

Фотогалерея: